Гуд Машин! Небольшой обзор камеры ZENIT-11
В далеком 2016 я посещала такое любопытное собрание фотографов-пленочников в Иваново, как "ФОТОЧЕТВЕРГИ". Однажды я напишу и о них. И вот в один из четвергов товарищ Сафонов ( организатор и духовный лидер фоточетвергов) предложил поучаствовать всем в конкурсе, проводимым одним из сообществ в контакте. Сообщество предлагало Написать статью о своей любимой пленочной камере и приложить к ней несколько фото с этой камеры. Призом была коробка различных узких пленок.
Ваш покорный слуга написал нижепредложенный текст и выслал, не особо полагаясь на победу. И в итоге, победа досталась вашему слуге:)) Это был восторг, удивление и счастье и целая коробка отменных пленок, которых мне хватило на весь следующий год:)
Гуд Машин!
Итак, история, которая затрагивает не только камеру, но и несколько поколений моей семьи
О семейной истории фотоаппарата.
Рассказ поведется, конечно, о самой первой, и поэтому самой дорогой для меня пленочной камере - Зенит-11. Досталась она в наследство от отца, который был крайне болен фотографией, но мама считала это ветреным занятием, не достойным отца семейства, поэтому отсняв несколько пленок, он положил ее на полку, дабы не терять статус солидного отца. (однако мне удается припомнить некоторые моменты волшебства проявки и печати фото при красном свете в ванной, тогда помню, казалось, что мой папа маг и волшебник, ну или по крайней мере Амамяк Акопян)
Здесь приведу пару кадров, отснятых папой, считаю их очень атмосферными и теплыми, и очень жалею, что он бросил это занятие.
![]() |
фото моего папы 1987 год |
![]() |
фото моего папы 1987 год |
фото моего папы 1987 год |
Дальше, начал подрастать мой старший брат, который заметив пыльный аппарат на полке не смог устоять и даже отснял на него пару пленок, но его это занятие попросту не увлекло, и камера вернулась на прежнее пыльное, отведенное для нее место. Так в печали и забвении камера пролежала еще около 15 лет.
Примерно 5 лет назад в беседах с друзьями, я узнала, что многие до сих пор снимают на пленку, что есть места в Иваново где ее можно не только купить и проявить, но даже и отсканировать, тогда я схватила с полки этого металлического монстра (тогда он мне виделся именно таким) и под вялые возражения отца, что слишком много с пленкой проблем, лучше бы заменить ее на цифру, отправилась снимать.
Первый раз взяв в руки зенит, признаюсь честно, я понятия не имела о выдержках и в чувствительностях пленок не разбиралась, умела только кое-как фокусироваться. Поэтому первая моя пленка получилась практически белой. Такой результат меня крайне огорчил и на время отбил желание снимать, однако через полгода знакомый подарил мне пленку Kodak Portra 400, объяснил, как работать с выдержками и экспонометром и первые удачные кадры мой пленочный друг выдал такие.
моя первая пленка на Зенит 11 |
моя первая пленка на Зенит 11 |
После такого вот результата вера в себя и зенит снова расцвела во мне, и съемка на пленку перешла в небольшое заболевание, которое усугублялось наличием поблизости таких же заболевших, поэтому состояние мое ухудшалось день за днем и отснятых кадров становилось все больше. Многие и многие средства были потрачены на пленки, проявки, сканы и печати (Фотограф пленочник-горе в семье). Но, несмотря на этот печальный факт – приступы болезни случаются до сих пор. Кроме Зенита-11 я пробовала несколько камер (другие модели зенитов, смену, фэд, practika, canon EOS …), но он всегда останется для меня первым и, пожалуй, единственным. J
Немного о характеристиках Зенита-11, наиболее важных на мой взгляд:
- Корпус камеры литой из алюминиевого сплава. (такой материал не только позволяет ронять камеру без особых последствий даже на цементный пол, но в и в некоторых случаях, может помочь отбиваться от врагов, если таковые имеются.
- Штатный объектив : «Гелиос-44М», «МС Гелиос-44М», «Гелиос-44М-4», «МС Гелиос-44М-4»(Гелиос как объектив для меня лично был очень ценной находкой, в первую очередь из-за доступной цены, во вторую, конечно же из-за своего легендарного боке)
- Выдержки: 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, и (вполне достаточный диапазон выдержек для съемки в разных условиях – это и светлый день и ночная улица с фонарями ( конечно, иногда крайне не хватало 1/1000 для съемки движения, но тут уж можно и потерпеть)
- Встроенный несопряжённый экспонометр на селеновом фотоэлементе (Встроенный экспонометр крайне удобная вещь (особенно это понимаешь, кода снимаешь на камеру без экспонометра), а то что он на селеновом элементе, который практически, вечен – просто чудо советской индустрии. Никакой тебе замены батареек, никаких засветов от индикаторов при съемке на ручной выдержке) единственный минус, со временем такая батарейка все же подсаживается и он начинает немного привирать, но в целом, результат меня устраивает)
- Диапазон светочувствительности фотопленки, вводимой — от 16 до 500 ед. ГОСТ/ISO ( все стандартные пленки доступные сейчас, вполне подходят под эти параметры и проблем с экспозамером не возникает)
- Курковый взвод затвора и перемотки плёнки. Обратная перемотка рулеточного типа. (Вот тут даже не знаю плюс это или минус: часто, когда ты уже навелся на нужный объект, готов сделать кадр – ты понимаешь, что забыл перевести затвор, приходится опускать камеру, переводить его, наводиться снова – но момент уже прошел и кадра нет, так же звук перевода часто привлекает очень много лишнего внимания, всем становиться любопытно что у тебя такое в руках – что не есть хорошо. Но само ощущение этого перевода, этот мелодичный треск возводимого курка настраивает на особый лад и погружает тебя в пленочную атмосферу (но этот плюс больше для поэтов, чем для снимающих).
- Счётчик кадров с ручной установкой первого кадра. (Вот это неудобная штука для меня – я всегда забываю его выставить перед началом новой пленки, поэтому конец пленки всегда наступает неожиданно и в самый неподходящий момент)
Зенит и путешествия:
Когда я еду в какие-то другие города, обязательно беру с собой зенит (он компактный, не требует зарядки, безотказный почти в любых условиях съемки, главное закупить побольше пленки)
Так, мой друг ездил со мной на поезде в Питер, в автобусе в Москву и Нижний Новгород, на велосипеде в Вичугу, летал со мной на самолете в Абхазию и даже плавал на пароме по Суздальским водам. В общем он у меня путешественник.
![]() |
Зенит и Абхазия |
![]() |
Зенит и Спб |
Зенит и Сочи |
Последняя поездка случилась для него летом 2015, мы гуляли с ним по питерским дворам, снимали всякую всячину, и к нам подошел итальянец (конечно то, что он итальянец, стало ясно позже, но будем называть его именно так). Так вот, итальянец подошел совершенно неожиданно, бурно и эмоционально крича: Филм, Зенит, Пльенка – белиссимо! ГУД МАШИН! Начал крепко жать мне руку. Через минуту подошла его спутница, перевела его эмоции на русский, оказалось он в Италии снимает на среднеформатную камеру Bronica очень уважает пленку, и не ожидал в последний день в России встретить пленочного фотографа. С помощью очаровательной переводчицы мы поболтали еще несколько минут о пленках и местах проявок, и он удалился с криками: Белиссимо! Белиссимо! Гуд машин!
После этого мой Зенит, видимо будучи шокированным такими комплиментами (обычно он слышит неодобрительные и не понимающие междометия в свой адрес) отснял еще несколько кадров и сдал. У него треснул и развалился на насколько мелких частей мерный валик. И он, по-видимому, теперь уже навечно навечно лег на прежнее место пылиться, но уже в состоянии попутешествовавшего и заслужившего много почестей пенсионера.
Комментарии
Отправить комментарий